3. Чем я хочу заниматься в будущем

Как учила нас когда-то Коммунистическая партия, цель в жизни следует выбирать самую большую — труднее будет промахнуться. Так что опишу-ка я на этой странице, для начала, идеальный вариант.

***

Итак, в идеальном будущем я вижу себя переехавшим из Новосибирска на постоянное место жительства в деревню, где мои соседи и я ведем неторопливую размеренную сельскую жизнь. Кто-то из нас является коренным обитателем этих мест, а кто-то раньше был городским жителем, но затем решил сменить жизненный уклад и поселился здесь. У нас рождаются и подрастают дети, которые так же, как и мы, их родители, искренне и незамысловато любят свой край и его жителей, свою природу и чувствуют смысл жизни в своих естественных ежедневных заботах и не мечтают куда-либо уехать из родных мест — в областной центр, в Москву, за границу…

Наши дети не хотят ездить в школу в районном центре, поскольку здесь, в родном селе, их родители создали им все условия для… (хороший вопрос, кстати — для чего: для обучения? для воспитания? для детства? для жизни?). Формально, с точки зрения закона, это называется «домашнее обучение» плюс «сельский филиал районного дома детского творчества». Фактически же в нашем селе есть большой уютный дом, в котором некоторые из родителей (и я в том числе) занимаются с нашими детьми — у кого из взрослых к чему душа лежит. Кроме кружков технического творчества и художественной самодеятельности у нас есть также взрослые, которые занимаются со всеми желающими музыкой (одна моя знакомая, прожив свое детство на острове Диксон с тогдашним населением в тысячу человек, параллельно с общеобразовательной школой закончила еще и музыкальную по классу «фортепиано плюс скрипка»).

Наши уроки интересны не только детям, но и взрослым, и чье-либо желание (как взрослого, так и ребенка любого возраста) «прийти на «чужой» урок и «тихо посидеть на задней парте» в нашей «школе» не только не пресекается, но наоборот, спокойно и доброжелательно приветствуется. У нас нет четкого разделения на «школьные уроки», «факультативные занятия» и «кружки», так что наше заведение можно назвать как «школой», так и «домом пионеров».

Отношения с официальной государственной системой образования наши дети, находясь на разрешенном законом РФ семейном образовании, самостоятельно поддерживают через интернет, используя для этого, например, сайт Алексея Битнера extern-office.net (будучи немного знакомым с Алексеем Битнером, с удовольствием рекламирую здесь созданный им сайт для тех, кто желает получить образование без школы; если вы знаете о других аналогичных интернет-сервисах — пожалуйста, поделитесь ссылками).

***

Если кто-то из учеников захочет подготовиться к поступлению в вуз, решит принять участие в олимпиаде школьников или поставит себе самую, возможно, сложную задачу — поступить в ФМШ НГУ, — обратиться за помощью именно ко мне — с удовольствием помогу ему по физике-математике-информатике, опыт есть. Но хочу сказать заранее, что к ребенку, не собирающемуся никуда поступать учиться после школы, я буду относиться ровно с таким же уважением и вниманием.

Скажу больше — я вообще принципиальный противник разделения людей на «одарённых», «обычных» и «инвалидов», а идею «инклюзивного обучения детей» считаю тем «новым», которое представляет из себя «хорошо забытое старое», и в своей иерархии ценностей числю ее по разряду просто «здравого смысла».

Очень важным для меня являются также доброжелательные отношения внутри педагогического коллектива и между педагогами и родителями. Возможность любому человеку любого возраста попроситься к любому преподавателю поприсутствовать на его уроке я считаю необходимой нормой отношений. И то обстоятельство, что реализуется этот принцип чаще всего в недорогих частных и в сельских малокомплектных школах, для меня лишний раз свидетельствует в пользу последних.

Отдельно хотел бы сказать о своей давней идее «два учителя в классе». (Допишу позже)

***

Будучи не только романтиком-идеалистом, но еще и практиком-пахарем, я, кроме описанного выше идеального варианта, вижу еще и несколько реальных, компромиссных, с которых можно будет начать, что называется, вести переговоры с заинтересованными лицами. Возможно, вскоре на этом сайте появится еще одна страница, посвященная этой теме.

написано: 31 мая 2014г.
последняя правка: 9 сентября 2014г.

Добавить комментарий