5.3. Как я отношусь к городской и сельской (поселенческой) жизни

Для меня представляется очевидным, что растущее у нас на глазах многообразие товаров и услуг (а образование сейчас тоже неуклонно перемещается в сферу услуг) очень быстро лишает общество остатков способности критически осмысливать происходящее, и чем крупнее населенный пункт, где живет человек, тем меньше у него шансов быть хозяином места, хозяином положения, хозяином своей жизни и спокойно уважать себя за это. Город для меня — это система коллективной безответственности, утратившая механизмы обратной связи и потому разрастающаяся бесконтрольно, как раковая опухоль, пожирающая все на своем пути. Занимаясь физикой-математикой-астрономией с детьми, живущими в городе (причем эти дети причислялись взрослыми к разным группам: одаренные, обычные, умственно отсталые), я со временем стал ясно видеть общую деталь: если у этих светлых, вообще-то, детей и есть проблемы, то происходят они от того, что их родители обрекли их на городскую жизнь — бессмысленную и беспощадную. Если убрать у кого-либо из этих детей требование готовить себя к городской жизни, заменить в ориентирах успешность на сострадательность, все возрастающие нагрузки учебного процесса на неторопливую созерцательность сельского жителя, сидение перед телевизором и за компьютерными играми на осмысленный труд на своей земле на свежем воздухе — уверен, у этих детей уйдет большинство проблем, а у их родителей уйдет спрос на педагогические и образовательные методики. При этом я далек от мысли, что подобные шаги сделает хоть сколь-нибудь значительная часть городского населения. Не сделает. Но это не мешает мне самому попробовать воплотить эту идею в своей собственной жизни. Не желая при этом, однако, одному-одинешеньку уйти в тайгу и выживать там самостоятельно, я подыскиваю себе единомышленников. Уверен, они существуют, просто мне, до сих пор городскому жителю, стоит поточнее настроить себя — на их волну, а их — на свою.  Собственно, для того и пишется мною этот сайт. Кому интересно — добро пожаловать читать дальше. *** Насколько я представляю себе сегодня негородскую жизнь, мне предстоит искать и выбирать примерно в следующем списке:

  • просто села и деревни, существующие уже давно
  • родовые поселения, существующие всего 0-5-10-15 лет
  • немецкие поселения
  • православные и другие религиозные поселения
  • русские негородские эмигрантские общины за границей

Попробую уже сейчас предугадать основные вопросы, которые могут возникнуть ко мне у жителей таких мест, и заранее на них ответить.

  • Есть ли у меня опыт сельской жизни?
    • Как такового, опыта сельской жизни у меня почти нет — несколько раз приходилось жить «в гостях» примерно по неделе, не больше. Но сказать, что я абсолютно городской человек, тоже нельзя: мои родители — городские интеллигенты в первом поколении, оба родом из деревни, и от них, наверное, у меня тяга к натуральному хозяйству, к тому, чтобы почти все по дому, по хозяйству уметь делать своими руками, вести экономный образ жизни, думать не только о личных интересах, но и об интересах общества.
    • В мае-июне 2014г. я съездил в четыре села Новосибирской области и Алтайского края. Впечатления от жизни на природе и от общения с местными жителями — намного более приятные, чем в городе. Впечатления от тех сельских школ, где я побывал — увы, не такие радостные: сельские дети показались мне или такими же, или даже несколько светлее, открытее, здоровее душой, чем городские, а вот школьное руководство — увы, такое же, как и в городе: я пока что не встретил готовность иметь собственное мнение и брать ответственность за свои действия на себя. Буду продолжать поиски, забираясь еще дальше в глубь, в глушь…
  • Есть ли у меня опыт посещения экопоселений и поселений родовых поместий (ПРП)?
    • Да, за лето-осень-зиму 2014 года я побывал примерно в десятке ПРП, экопоселений в Новосибирской, Кемеровской и Калужской областях и на Алтае. В целом идея и дух ПРП мне понравились, но места, где не только практикуется семейное обучение, но и создаются уже родительские школы, приглашающие к себе дополнительных преподавателей, мне еще не встретились.

P.S. Примечание от января 2015 года. Моя идея стать сельским учителем, правда, уже успела сильно трансформироваться в другую идею (попытку систематично изложить это я предпринял пока что только здесь: http://vk.com/club71380388?w=wall-71380388_206). Постараюсь в ближайшее время доработать тексты на этом сайте в соответствие с этими изменениями.

написано: 14 июня 2014г., Маслянино
последняя правка текста: 28 июня 2015г., Новосибирск

Одно из моих “мест силы” под Новосибирском. Примерно так я хотел бы видеть место, в котором поселюсь жить и трудиться — я хочу или найти подобное место уже готовым, или создавать его вместе с детьми. Фото мое.
Одно из моих »мест силы» — »Парк БОНСАЙ» в Ботаническом саду Новосибирского Академгородка. Примерно так я хотел бы видеть место, в котором поселюсь жить и трудиться — хочу или найти подобное место уже готовым, или создавать его вместе с соседями и их детьми. Фото мое

Добавить комментарий