5.2. Мое отношение к «науке педагогике».

Свое отношение к такому явлению, как “наука педагогика”, мне проще всего выразить очень созвучными мне словами Льва Толстого:

“Я о воспитании никогда не писал, п[отому] ч[то] полагаю, что воспитание есть последствие жизни. Обыкновенно пред­полагается, что люди известного поколения знают, какими должны быть люди вообще, и потому могут их готовить к такому состоянию. Это совершенно несправедливо: люди, во 1-х, не знают, какими должны быть люди — могут в лучшем случае знать только идеал, к которому им свойственно стремиться, а во 2-х, люди воспитывающие сами никогда не готовы, не вос­питаны, а сами, если они не мертвы, движутся и воспитываются. И потому всё воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т. е. самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с к[о]т[ор]ыми они связаны.

Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.

Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым. Науки хитрые и пустые, никогда не достигаю­щие своей цели.”

Л.Толстой
из письма С.П.Софронову.

20 февраля 1891 г.
Ясная поляна

Отсюда: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1430.shtml 

Добавить комментарий