5.1. Как я отношусь к современной системе образования

Собственно, уже более века назад все сказано за меня в известной цитате:

«Приходят в существовaние, родятся, вырaстaют новые люди и, глядя нa эту сутолоку существовaния, нaзывaемую жизнью, в которой принимaют учaстие стaрые, седые, почтенные, окружaемые увaжением люди, уверяются, что этa-то безумнaя толкотня и есть жизнь, и другой никaкой нет, и уходят, потолкaвшись у дверей ее. Тaк, не видaвший никогдa собрaния человек, увидaв теснящуюся, шумящую, оживленную толпу у входa и решив, что это и есть сaмое собрaние, потолкaвшись у дверец, уходит домой с помятыми бокaми и с полной уверенностью, что он был в собрaнии.

Прорезывaем горы, облетaем мир; электричество, микроскопы, телефоны, войны, пaрлaмент, филaнтропия, борьбa пaртий, университеты, ученые обществa, музеи… это ли не жизнь?

Вся сложнaя, кипучaя деятельность людей с их торговлей, войнaми, путями сообщения, нaукой, искусствaми есть большей чaстью только дaвкa обезумевшей толпы у дверей жизни.»

Лев Толстой. «О жизни»

От себя мне остается разве что своими словами описать то, что я за свою жизнь увидел в школах и вузах родного мне города собственными глазами (точнее, почувствовал собственной душой): порожденная технократическим обществом, нынешняя система образования за несколько лет последовательно убивает у школьников интерес к учебе, поощряет успешность в ущерб взаимопомощи, ориентирует на эрудированность за счет отказа от глубинного понимания причин, а воистину чудесный процесс познания человеком окружающего его мира, самой жизни стремится превратить в этакое «прохождение квеста«, где заранее известно, что и в каком количестве необходимо сымитировать, чтобы получить ту или иную оценку.

Растущее разнообразие педагогических и образовательных методик представляется мне сродни взрывному росту количества магазинов и разнообразия товаров, поскольку скрывают оба этих процесса роста, на мой взгляд, одно и то же явление — последовательное оболванивание человеческого общества, последовательное превращение его в общество потребления.

Когда меня спрашивают, как я отношусь к тем или иным школьным методикам, будь то государственные разработки или альтернативные течения, мой короткий и точный ответ звучит так: я к ним никак не отношусь. Я считаю этот вопрос надуманным точно так же, как надуман, например, вопрос выбора личного автомобиля: отечественный или иномарка, бензиновый, дизельный или вообще электромобиль — для меня (как и, например, для автора вот этой лекции) любой вариант выбора одинаково бессмысленен, ибо, по большому счету, этот вопрос просто не о том, о чем стоит думать человеку, если он, конечно, сам выбирает, о чем ему думать в этой жизни (я рад, что уже давно (в 2000м году) позволил себе отказаться от обладания личным автомобилем, который завел было за несколько лет до того).

То же самое я могу сказать и о своей методике преподавания: у меня ее просто нет. Повторю еще раз: никакой своей методики преподавания у меня не было, нет и, надеюсь, никогда не будет. Я рад, что могу позволить себе роскошь всегда быть самим собой и разговаривать своими словами о самом, как мне представляется на данный момент, важном в жизни. Думаю, что тем же самым занимался Лев Толстой в своей Яснополянской школе (в те времена меня еще не было на земле, так что своими глазами я эту школу не видел, но литературное и публицистическое наследие этого писателя наглядно убеждает меня в том, что я последователь его идей). Тем же самым, полагаю, занимается сейчас Шалва Амонашвили (лично не знаком, но многочисленные видеозаписи убеждают меня в этом). Той же деятельностью, на мой взгляд, занят физик по первому образованию, а ныне священник, настоятель Свято-Алексиевской пустыни под Переславлем Залесским, организовавший там православную гимназию с восемью музеями и кадетский корпус отец Петр Василенко (материалы о нем я собрал здесь). Из того же самого, на мой взгляд, состоят образы литературных героев Натальи Ключаревой — уехавшего в «глубинку» в поисках смысла жизни школьного учителя Мити и сельского священника отца Константина.

Так что тем родителям или школьным работникам, кто считает, что все школьные проблемы происходят от неправильных методик и потому для полного счастья их детям/ученикам не хватает одного или нескольких преподавателей, работающих по некой правильной методике, могу сказать сразу: заводить со мной разговоры на такие темы бесполезно: я никто и зовут меня никак; я не занимаюсь обучением и воспитанием детей — у каждого из них свой путь, а мне бы успеть в этой жизни пройти свой — обучить и воспитать самого себя. И если во время этого процесса время от времени дети или их родители время от времени говорят, что чему-то от меня научились, что-то поняли в науках и о чем-то задумались в жизни — для меня это не более, чем знак, что мои самообучение и самовоспитание в какой-то мере действительно имеют место и приносят пользу не только мне, но и обществу.

Хочу отметить: то, что я открещиваюсь от каких-либо методик, вовсе не означает, что я никогда не стану иметь ничего общего с людьми, считающими, что они работают по какой-то методике. Просто любого человека я воспринимаю, устанавливаю с ним отношения и оцениваю без оглядок на упоминания его званий и методик: я имею обыкновение (возможно, кто-то сочтет это за смелость или даже наглость) в отношениях с человеком мысленно вычленять его из системы (выражаясь чеховским языком — из футляра) и обращаться непосредственно от себя непосредственно к нему, как просто к человеку. И если кто-либо вызывает у меня интерес сам по себе, просто делами своими, то я пытаюсь найти себе место рядом с ним, стать ему полезным или, как минимум, не мешать и в совместной работе стараюсь перенять у него опыт, какие бы термины им при этом ни употреблялись. Самим же по себе упоминаниям методик и званий я не придаю никакого значения: упоминание той или иной методики на поверку может оказаться просто очередным фактом, мягко говоря, не совсем корректного использования торговой марки с целью наживы, а звания… как давно уже сказано, чины людьми даются, а люди могут обмануться.

Встречавшиеся мне педагоги-исключения для меня лишь подтверждали общее правило: система образования больна всеми теми же болезнями, что и технократическое общество в целом, и если я как-то и могу изменить сложившуюся ситуацию, то лишь, как говорил Конфуций, перестав сетовать на всеобщую тьму и зажгя свою собственную свечу.

***

написано: 9 июня 2014г., Новосибирск
текст переработан и дополнен: 14-15 июня 2014г., Маслянино

Добавить комментарий